Зима в Москве и реагенты на дорогах

Зима в столице, как обычно, наступает неожиданно. Каждый год миллионы
москвичей и гостей столицы в одно прекрасное морозное утро, скользя и
чертыхаясь по дороге от своего подъезда к авто или ближайшему метро, с
удивлением отмечают, что наступили холода.
И начинается череда вопросов, активно обсуждаемая в средствах массовой
информации: сколько осадков обрушится на Первопрестольную и как это
повлияет на число пациентов московских травмпунктов? Чем будут посыпать
дороги и тротуары, борясь с гололедом и как эта борьба повлияет на
сохранность любимой обуви и колeс автомобилей? И самый острый вопрос –
кто виноват?Зима в столице, как обычно, наступает неожиданно. Каждый год миллионы
москвичей и гостей столицы в одно прекрасное морозное утро, скользя и
чертыхаясь по дороге от своего подъезда к авто или ближайшему метро, с
удивлением отмечают, что наступили холода.
И начинается череда вопросов, активно обсуждаемая в средствах массовой
информации: сколько осадков обрушится на Первопрестольную и как это
повлияет на число пациентов московских травмпунктов? Чем будут посыпать
дороги и тротуары, борясь с гололедом и как эта борьба повлияет на
сохранность любимой обуви и колeс автомобилей? И самый острый вопрос –
кто виноват?

 Это вопрос весьма символический, потому как обычно на него, по
определению, ответ готов – городские власти.
В свою очередь власти Москвы из года в год, стоически выдерживая
критику, ищут соломоново решение в преодолении этой насущной проблемы.

 Как отмечают «РИА Новости», в 60-х годах основным противогололедным
реагентом в Москве была песко-соляная смесь, состоящая из 92% песка и
8% технической соли. Однако весной скопившийся на дорогах песок забивал
водостоки, он оставался на дорогах и тротуарах и загрязнял газоны.

 С 1995 года в качестве противогололедного реагента использовали
техническую соль (NaCI). Одно из главных преимуществ технической соли —
то, что она моментально плавит лед, образуя снежную кашу. Кроме того,
техническая соль не замерзает при температуре до -16°С и действует
постоянно. В то же время она разъедает кузова и колеса автомобилей,
обувь прохожих; пары солей натрия разъедают вставки электропроводов.
Из-за засоления почв стали погибать зеленые насаждения.

Начиная с зимы 2001-2002 годов власти Москвы приняли решение
полностью отказаться от соли и перейти к использованию экологически
благополучных противогололедных реагентов. Стали применяться твердые
«Биомаг» и ХКФ (хлористый кальций, ингибированный фосфатами), жидкие ХКМ
(хлористый кальций модифицированный) и «Нордекс».
Несмотря на экологическую безопасность и эффективность этих средств, они
обнаружили свойство создавать «масляную» пленку на дороге, в результате
чего тормозной путь автомобиля увеличивался в несколько раз.

 Начиная с зимы 2005-2006 годов московские власти отказались от
применения хлористого магния («Биомаг») из-за тенденций к накоплению
аниона магния в почвах и природных водах.
С 2009 года в качестве основного противогололедного средства для
обработки проезжей части использовали жидкий реагент — 28%-ный раствор
хлористого кальция модифицированного (ХКМ). По сравнению с технической
солью, нормы расхода этого реагента оказались в среднем на 30-40% ниже,
при этом он был весьма эффективен при низких температурах (до 35°С).
Лабораторные исследования показали, что ХКМ не только расплавляет лед,
но и улучшают состояние почвы (кальций замещает натрий, который
накопился в почве за время использования технической соли, и таким
образом даже удобряет ее).

 Одним из главных минусов хлористого кальция модифицированного
являлся короткий срок действия (3 часа), из-за чего дороги в течение
суток необходимо было обрабатывать несколько раз. Кроме того, после
обработки дорожной наледи коэффициент сцепления шин с дорогой снижался
на 30% даже по сравнению с мокрым асфальтом. Когда применяли техническую
соль, влага испарялась, и дороги оставались сухими, ХКМ, наоборот,
притягивал влагу. Если же на дорожном полотне оказывалась пленка из
машинного масла, бензина, а поры асфальта забивались резиновой крошкой,
то ХКМ еще больше терял в эффективности.

 Кроме того, по мнению экспертов, хлористый кальций оказался
небезопасен для животных, вызывал аллергию у людей, разъедал металл
автомобилей. Оказался агрессивен по отношению к обуви из натуральных
материалов и даже менял цвет обуви.
Тогда в некоторых районах Москвы в качестве эксперимента стали применять
новые виды отечественных реагентов: жидкий «ЭСБГ» (соли кальция и
магния с добавлением биофильных элементов) и твердый — «Биодор» (реагент
формиатной группы, который после применения разлагался на природные
составляющие). Эти материалы, опять же по мнению экспертов, не оказывали
вредного воздействия на зеленые насаждения.
Позже был достаточно длительный опыт использования мраморной или
гранитной крошки для тротуаров и пешеходных дорожек столицы. Она не
наносила вреда окружающей среде и оказалась достаточно эффективным
противогололедным средством. Но при этом за несколько лет крошка
скапливалась, сносилась ветром и откладывалась на дорожном полотне, что
привело к дополнительному износу дорог. Опять плохо.

 В прошлом году, всерьез озабоченные возможностью повторения в 2012
году ситуации под кодовым названием «ледяной дождь» градоначальники с
чувством, толком и расстановкой подошли к вопросу борьбы с гололедом.
Департамент по конкурентной политике (Тендерный Комитет города Москвы)
провел конкурс на право заключения государственного контракта на
поставку реагентов в зимний период 2011-2012 гг. для городских и
окружных заказчиков. Заказчиком выступил Департамент
Жилищно-Коммунального Хозяйства.
В этот раз требования к исполнителю были предъявлены самые высоки и
денег на чистые дороги не пожалели – выделили более 413 миллионов
рублей.

 Был выставлен список жестких и серьезных требований: обработка
проезжей части и тротуаров должна производиться в зависимости от
температурного режима, снег должен убираться везде, никаких завалов и
сугробов, к тому же все образовавшиеся наледи на крышах должны в
обязательном порядке сбиваться, а мелкие разрушения и деформации
дорожных покрытий ремонтироваться. Работа должна осуществляться
круглосуточно.

В итоге в этом зимнем сезоне будут применяться технологии зимней
уборки с использованием экологически чистых реагентов, безвредных для
человека и домашних животных. Среди них — мелкий гранитный щебень,
который впоследствии будет собираться и в будущем году использоваться
повторно. Доля жидких противогололедных материалов снижена в разы. На
остановках транспорта будут использоваться комбинированные материалы,
что позволит сохранять эти места общественного пользования чистыми и
сухими. Ужесточены требования к использованию реагентов с высоким
содержанием тяжелых металлов и химических компонентов.

 Новые фрикционные противогололедные материалы, которые будут
использоваться в этом году, помогут делать снег и лед не прилипающим и
не скользящим. А подготовленная зимняя уборочная техника в числе 6000
единиц будет круглосуточно убирать, поливать, мести, чистить и собирать
занесенные снегом московские дороги.
Город готов к метелям и оттепелям: с применением сегодняшних реагентов
сломанных конечностей должно быть значительно меньше, модницы и
автомобилисты не перерасходуют запланированный бюджет из-за
незапланированных переобуваний. А значит, этой зимой будет чуть больше
положительных эмоций, что, в общем и целом сделает ее теплее.

[hide]ИАП «Экономическая Безопасность»[/hide]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *